Нестор, первый российский летописатель, монах Киевопечерского монастыря, по исследованию ученых, родился в 1056 году. Место рождения его в точности не известно; некоторые почитают отечеством его Бело-озеро, другие же сие опровергают. На 18 году возраста своего, как он сам пишет о себе в Летописи, пришел он в Киевопечерский монастырь и пострижен в монахи Стефаном, Игуменом Печерским, а потом посвящен в диаконы. В 1091 году ему поручено было, с двумя братьями, отыскать мощи Преподобного Феодосия, которые ими и обретены. Вот все, что известно из его жизни; в Патерике же Печерском сказано об нем только: что он поживе лета довольна, труждаясь в делах летописания и лета вечные поминая и тако добре угоди Творцу летом, к Нему же по летех временных довольных преставился на вечность, и положен есть в пещере. Из слов по летех довольных ученые заключают, что он жил 59 или 60 лет. Миллер говорит, что прожив 40 лет в монастыре, т.е. с 1113 года, начал он писать свою Летопись и продолжал до конца своей жизни, т.е. до и 1115 года, а по мнению Шлецерову до 1116 года; но сему противоречит древнейший изо всех сохранившихся Харатейный список Летописи Несторовой, известный под именем Лаврентьевского, из коего ясно видно, что Нестор кончил писать свою Летопись в 1111 году; а продолжали писать оную Сильвестр Игумен и потом другие. Всесокрушающее время, обстоятельства, несчастные для нашего Отечества, как то: нашествия врагов или опустошительные тех времен пожары, истребили, конечно невозвратно, подлинник Несторов и продолжателей его; остались только многочисленные с оных списки, из коих Радзивиловский, или Кенигсбергский, напечатан в С.-Петербурге в 1767 году, но весьма не исправно, а потом и некоторые другие. Кроме Летописи, Нестор, по общему мнению, писал жития Преподобных Печерских, помещенные в 1 час: Патерика Печерского, напечатанного в 1 раз в Киеве 1661 г. в лист; но подлинник сих жизнеописаний утратился во времена вражеских нашествий, а сохранилось только выбранное из них достопамятнейшее: следовательно не в том уже виде, как оные были сочинены. Сверх того, если принять в основание мнение одного ученого, то Нестор не писал особого Патерика, а жизнеописания, приписываемые ему, включил в свою Летопись, из коей помещены после него в Патерик.

Из Летописи видно, что Нестор был муж просвещенный в свое время. Он знал греческий язык и вероятно читая византийских историков, получил охоту написать Историю своего Отечества на природном языке. Хотя в начале своей Летописи он и подражал византийцам, но слог его повествования похож более на библейский, нежели на византийский. Всего же замечательнее то, что писавши еще в XI веке, когда всю Европу покрывала тьма варварства, он не наполнил своей Летописи такими баснословиями, как другие после его бывшие летописатели северные. Источники его сказаний нам не известны; но он мог иметь какие-нибудь записки предков; многое узнал, как сам объявляет, от товарища своего монаха Яна, жившего 90 лет и умершего в 1106 г., следовательно родившегося в 1016 г., спустя год по смерти Великого князя Владимира, а многому и сам был современник; притом же он Историю своего народа ведет с небольшим только чрез 250 лет, и потому мог иметь довольно верные предания. Сами иностранцы отдали честь Нестору выписыванием из него в Истории свои многих известий, ибо не могли найти ничего достовернее. Шлецер, искусный и разборчивый критик , снесши его со всеми северными летописателями, нашел его единственным и настоящим историком русским, и говорит о нем: «Сей русс в сравнении с позднейшими шотландцами и поляками так превосходен , как иногда затмевающийся рассудок пред беспрестанною глупостью».

Почтеннейший поэт наш И.И.Дмитриев написал к портрету Нестора следующую надпись:

Постигнув с юных лет тщету и скоротечность,
Сей Инок житие пустынное избрал;
И кроясь от живых, он взором обнимал
Минувшее и вечность.

// Бекетов П.П. Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям воинским и гражданским с приложением их кратких жизнеописаний - М., 1821 - С. 11-13.