Чёрный В.Д. - доктор культурологи, Москва

Среди древних русских рукописей особым торжественным настроем выделяется сравнительно небольшая группа художественно оформленных книг. В свою очередь, лицевые рукописи, т.е. те, в которых имеются миниатюры, представляющие их содержание в «лицах», встречаются еще реже. На несколько десятков рукописных книг приходится лишь одна, украшенная изображениями.

Лицевые книги были весьма разнообразными по объему, формату, содержанию, назначению и художественным достоинствам. Книжные миниатюры придавали рукописям принципиально новые качества. Они значительно обогащали содержание книг и ставили их в один ряд с такими произведениями искусства, как мозаика, фреска, икона.

В круг лицевых рукописей попадали книги как религиозного, так и светского содержания, переводные и созданные на Руси. Чаще всего встречаются иллюминированные списки библейских книг - Евангелия, Апокалипсисы, Псалтири; реже - Деяния апостолов, Книги пророков.

Широкое распространение на Руси получили Палеи, своеобразное собрание выписок из книг Ветхого Завета; поминальные книги - Синодики, дополненные нравоучительными повествованиями - «Лекарствами душевными»; Часословы и Минеи, регулировавшие церковные службы, собрания песенных канонов (музыкальных правил) - Триоди и Ирмологии. Огромной популярностью в средневековой Руси пользовалась Топография Космы Индикоплова, дававшая наглядное представление о строении мира и толковавшая судьбы человеческие. В повседневную жизнь русских людей вошли сборники, включающие переводные сочинения - нормативные документы, подобные тем, которые входили в «Мерило праведное», хроники, рассказывающие о событиях мировой истории, византийские и южнославянские сочинения различных жанров. В отдельную группу можно выделить лицевые рукописи, повествующие о русской истории, - жития святых, летописи, сказания.

Обширна была и сфера использования лицевых книг. Они находили применение в общественной и частной жизни, в церковной службе, в учебных занятиях знатных отпрысков, в постижении Божественной истины монастырскими послушниками и как повседневное семейное чтение с картинками.

Особой популярностью на Руси пользовалась Псалтирь, которая не только активно включалась в богослужение, но и использовалась в качестве основной учебной книги. Находящиеся здесь миниатюры, толковавшие содержание этой книги, помогали постигать заложенный в ней глубинный смысл и учили правильно понимать образный строй древнерусской живописи. Дело в том, что она не прямо отражала окружавший ее мир, а пользовалась сложной системой иносказаний. Миниатюристы нередко оперировали аллегорией. Так, фигура юноши в золотой короне обозначала утро, женщина в цветочном венке - весну, птица, сидящая на горе, - душу человека. Встречались уподобления, когда один персонаж как бы выступал в роли другого. Например, царь Давид в нимбе с перекрестием представлял самого Христа. Исключительный интерес вызывает такая форма образной интерпретации, как олицетворение (от слова «лицо»). Следуя ей, море, река, земля, даже ад обретали черты человека соответствующего цвета и характера. Столь же сложны были для однозначного истолкования и некоторые сюжеты. Так, на одном из рисунков Псалтири показан человек, бегущий от единорога (мифического животного, напоминающего коня с большим рогом) на скалистую вершину, чтобы взобраться на возвышающееся здесь дерево, где сокрыт мед. Между тем корни этого дерева, нависающего над оврагом с чудовищами, уже подтачивают белая и черная мыши. Содержание изображения понимается следующим образом: единорог - смерть, дерево - жизнь, мед - прелести мирские, белая и черная мыши - день и ночь, убивающие жизнь.

В учебных целях использовалась не только Псалтирь, но и другие иллюстрированные книги, чаще всего летописные памятники. В 1639 г. для обучения наследника престола, будущего русского царя Алексея Михайловича были затребованы лицевые летописи. В педагогических целях привлекал книги, украшенные миниатюрами, царский дядька Никита Зотов, обучавший истории и другим наукам своего подопечного, юного Петра I.

Книжная миниатюра как неотъемлемая часть книги органично связана со всеми элементами рукописи: форматом и композицией листа, начертанием и расположением на нем текста, а также заставками (горизонтальная орнаментальная рамка, открывающая раздел книги), концовками, полевыми (т.е. расположенными на полях листа) украшениями, оформлением оклада (декоративного, часто металлического покрытия книжного переплета). Все эти компоненты, являясь частью одной структуры, оказывали решающее воздействие на художественный образ книги в целом и восприятие ее отдельных частей.

Назначение миниатюры в составе книги во многом определялось ее видовой принадлежностью. Самое заметное место отводилось выходной, или фронтисписной (от французского frontispice - главный фасад) миниатюре, как правило, открывающей книгу (ее часть) или входящее в сборник отдельное произведение. Иногда такого рода изображения выделяли в тексте наиболее значимые смысловые позиции. Обычно, занимая целый лист, они участвовали в формировании конструкции книги и предлагали читателю довольно разнообразную информацию, не всегда прямо связанную с ее содержанием. Выходные миниатюры либо представляли автора (как в виде традиционного портрета, так и в метафорических или аллегорических формах), заказчика, героя повествования, либо раскрывали кульминацию сюжета или основную идею сочинения, вводили в мир символов или аллегорических образов литературного произведения.

Если выходные изображения, как правило, представляли книгу в целом, то непосредственно содержание рукописи передавали текстовые миниатюры, которые и являются собственно иллюстрациями. Миниатюристы, иллюстрируя самые разнообразные книги и сюжеты, зачастую предлагали свои оригинальные художественные решения, не предусмотренные иконографическими канонами, и вольно или невольно давали свою версию событий, воссоздавали обстановку, о которой чаще всего текст умалчивал. Именно этот вид миниатюры был самым распространенным.

Особое назначение в средневековой книге имели маргинальные миниатюры. Расположенные на полях, эти небольшие по размерам изображения в отличие от иллюстраций были в достаточной мере автономными как от текста (они прямо не ориентировались на размеры текстового столбца), так и друг от друга, поскольку распределялись неравномерно и представляли разные виды толкований.

Положение, художественное своеобразие и содержание миниатюр в составе рукописи не оставались неизменными в процессе исторического развития. Использовались новые материалы и изобразительные техники, вводились в оборот вновь созданные сочинения, менялись художественные и содержательные требования.

***

Самые древние дошедшие до нас лицевые рукописи датируются второй половиной XI столетия. В их числе и первая точно датированная русская книга Остромирово Евангелие (1056-1057), созданная в Киеве по заказу новгородского посадника Остромира. Евангелие было написано на пергаменте (специально обработанной телячьей коже) крупным уставом - прямыми тщательно выписанными буквами с правильными линиями и округлениями. Под стать этому торжественному шрифту были орнаментальные элементы, инициалы и миниатюры. Книгу украсили три изображения евангелистов. Лист, предназначенный для четвертого, Матфея, так и остался чистым. Остромирово Евангелие представляет собой роскошный экземпляр, художественное оформление которого еще во многом придерживается византийских традиций. Красочный слой изображений наложен на грунтованную поверхность пергамента, состоящую из смеси рыбьего клея и мела, чтобы краска лучше держалась. Евангелисты написаны плотными сочными красками по сияющему металлическим блеском непроницаемому золотому фону. Четкая читаемость линии рисунка, прописанного золотом, способствует еще большей локализации цветовых пятен.

Наиболее показательны в этом плане миниатюры «Евангелист Лука» и «Евангелист Марк» - их справедливо в научной литературе сравнивают с перегородчатой эмалью - техникой декоративно-прикладного искусства, в которой очертание изображения выкладывается медью, серебром или золотом, а внутреннюю её часть заполняет разноцветная стекловидная масса. Сходство миниатюр с эмалью позволило специалистам выделить в оформлении книги Киевской Руси целое направление, получившее название эмальерного стиля.

Остромирово Евангелие - не единственная книга, оформленная в таком стиле. Сохранились еще две рукописи, во многих миниатюрах которых присутствуют сходные черты, - Изборник (Сборник) Святослава 1073 г. и Кодекс Гертруды (назван по имени владелицы - жены князя Изяслава), созданный около 1075 г. И все-таки не внешнее сходство миниатюр с эмалями привлекает к ним самое пристальное внимание. Из всех находящихся здесь изображений явно выделяется одно, открывающее Изборник 1073 г. Его достоинство не в художественном качестве, а в том, что на миниатюре запечатлено семейство князя Святослава. Это оригинальное произведение русского художника-любителя. Об отсутствии у него профессиональных навыков говорят как лишенные изящества фигурки - они приземисты и большеголовы, так и несоблюдение рисовальщиком технологии письма. Лист для изображения не был покрыт грунтом, что обязательно требовалось в таких случаях, поэтому краска во многих местах давно отслоилась. Композицию составляют две части - страницы разворота: на одной мы видим Христа на троне, на другой - обращенную в его сторону княжескую семью во главе со Святославом. Данный тип изображения, именуемый ктиторским, подобен групповому портрету семейства князя Ярослава Мудрого, который был написан в киевском Софийском соборе, с той разницей, что вместо храма в руках Святослава созданная за его счет книга. Правда, чтобы поместить на странице вертикального формата семь фигур, художник должен был выстроить их более кучно, в два ряда. Несколько нарушив строгую возрастную субординацию, которой следовали в размещении персонажей фрескисты, миниатюрист выдвигает на первый план (перед княгиней) самого младшего сына княжеской четы. На жизненных наблюдениях основывается точная передача одежд из дорогих аксамитовых тканей (подобие бархата, расшитого золотыми и серебряными нитями), изящных сапожек князя, пышных шапок его сыновей, застежек корзно (плащей), золотых шейных гривен и других деталей.

Лист из «Изборника Святослава»



Князь Святослав Ярославич
с семейством.
Миниатюра
из «Изборника Святослава» 1073 г.

Продолжая традиции византийского искусства, художники Киевской Руси создавали запоминающиеся монументальные образы, которые служили образцами для многих поколении древнерусских мастеров.

***

Оценивая значение русской средневековой книжной миниатюры, нельзя не признать, что она представляет собой довольно сложное явление отечественной культуры. Информационное богатство содержания, иконографическое разнообразие, видная роль в истории рукописной книги и изобразительного искусства вызывают к ней на протяжении уже трех столетий живой интерес многочисленных специалистов различного профиля. Свидетельство тому - свыше 800 наименований работ, посвященных книжной миниатюре. В настоящее время сложилось четыре основных направления изучения миниатюры, которые учитывают различные грани ее бытования в русском средневековом обществе.

Поскольку миниатюры являются частью рукописной книги и в зависимости от их видовой принадлежности выполняют в ней определенные функции, их вместе с другими компонентами книги изучают книговеды.

Как произведение изобразительного искусства они вызывают законный интерес историков искусства, формируя в историографии темы художественное направление. В его рамках анализируются художественные приемы и выразительные средства, используемые при создании произведений книжного искусства.

Самым емким следует признать источниковедческое направление, которое объединяет большую группу специалистов, обращенных к содержательной стороне изображений. В этом русле работают историки, рассматривающие процессы, отразившиеся в иллюстративном материале, археологи, исследующие различного рода реалии, этнографы, изучающие быт народов, архитекторы, анализирующие постройки, музыковеды, восстанавливающие музыкальные инструменты, медики, прослеживающие сцены санитарного обихода и анатомо-физиологические представления, и многие другие специалисты, акцентирующие внимание на других аспектах средневековой культуры. При этом в последние годы приходит понимание невозможности правильно «прочесть» миниатюры без учета их изобразительных возможностей и художественного языка.

В последние десятилетия сложился еще один подход к анализу древнерусских книжных миниатюр - культурологический. Он предполагает оценку миниатюры как особой информационной и художественной системы, воплотившей специфику средневекового мировосприятия.

Тенденции современного изучения миниатюры, независимо от направления, в рамках которого оно осуществляется, предполагают использование комплексных методов анализа материала и явно выраженного стремления к интеграции усилий специалистов различного профиля. Только такой подход предполагает всестороннюю оценку книжной миниатюры как уникального явления русской средневековой культуры.

Литература:

Арциховский А.В. Древнерусская миниатюра как исторический источник. М., 1944.

Вздорное Г.М. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII - начала XV века. М., 1980.

Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей. К истории русского лицевого летописания. М.,1965.

Попова О.С. Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003.

Свирин А.Н. Древнерусская миниатюра. М., 1950.

Чёрный В. Д. Русская средневековая книжная миниатюра: направления, проблемы и методы изучения. М., 2004.

// Преподавание истории в школе. - 2004. - № 9. - С.2-12.

Иллюстрации из издания:

Альбом наглядных пособий по истории СССР. Вып. 1. - М., 1939.