Создание книги считалось на Руси святым делом. Благоговейно относясь к книге, наши предки говорили, что «учение книжное подобно солнечному свету». В книгах искали ответы на вопросы кем, как и зачем устроен мир, что в нем предназначено человеку, как он должен по-настоящему, по совести и по-божески, устраивать и свою жизнь, и свою душу.

Усердным трудом многих мастеров книжного дела год за годом накапливались бесценные книжные сокровища. Подсчитано, что до XIII столетия существовало не менее 85 тысяч церковно-служебных книг. Но на Руси в то время бытовала не только церковная литература, в этот период на русские земли «пришли» многочисленные литературные произведения из Европы и Византии. Сочинения эти не просто переводили, их перерабатывали, дополняли русскими текстами. Всего же в результате кропотливых исследований ученые насчитали около 200 тысяч книг распространенных на Руси в то время.

Книгам знали цену, ими дорожили, тщательно собирали, оберегали и внимательно читали. В древних источниках описывались факты, свидетельствующие о быстром распространении книг на Руси. Летописцы отмечали, что в церквах «клети исполнены книгами», в кельях монастырских «ничего не видно, кроме книг и икон», что в каждом боярском тереме - «крестовая палата, а в ней под образами - книги». Изучение летописей позволяет утверждать, что книголюбы и библиотеки появились на Руси уже в Х столетии. Летописи донесли до нашего времени имена князей, митрополитов, епископов и даже простых ремесленников, имеющих большие книжные собрания.

В то время на Руси бытовало слово «книжник». Так называли человека, который глубоко разбирался в богословии, был начитан, знал несколько иностранных языков, имел литературный и ораторский талант. Книжниками были князья Владимир Святой, который «любил словеса книжные», Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. О русских митрополитах летописи писали, что Иларион - «муж благ и книжен», Климент Смолятич был «философ и книжник», Иоанн II - «муж хитр книгам и учению», а Кирилл I - «учителем зело и хитр учению божественных книг».

Летописи дают подробные сведения о деятельности по распространению на Руси «учения книжного» князя Ярослава Мудрого. Восторженная оценка ему дана в Лаврентьевской летописи. В ней говорится о создании им в 1037 году первой на Руси государственной библиотеки. Основу ее составило немалое личное собрание великого князя, который читал книги «ночью и днем». Суровый военачальник, крупный государственный деятель, Ярослав Мудрый был страстным почитателем книг. Любовь к чтению привили ему отец, владевший личной библиотекой, и мать, с четырех лет приставившая к сыну учителей греческих, болгарских, варяжских и даже латинских.

Ярослав преуспел в овладении книжной премудростью, но о том, какие именно книги он читал, можно говорить лишь предположительно: это могли быть Евангелие, Жития святых, труды отцов церкви, сочинения по вопросам мироздания, исторические и юридические сочинения.

Более точными сведениями о литературе, которая была в обиходе в то время, можно судить по сочинению сподвижника Ярослава Мудрого - митрополита Илариона. Его «Слово о законе и благодати» демонстрирует исключительную начитанность и знание митрополита. В «Слове…» он приводит многочисленные цитаты из Библии, Псалтыри, посланий апостолов Павла и Андрея, упоминает Давида и Соломона. Но не только Библию и Священные тексты цитирует Иларион. Ему были известны учения древних философов - Платона, Аристотеля и других мыслителей прошлого, он был с произведениями замечательного мастера слова Иоанна Златоуста, читал сочинения Гомера и христианских писателей, знал многие поэтические произведения. Очевидно, что значительная часть этих книг хранилась в библиотеке, созданной Ярославом Мудрым.

Покровителем книжного дела и владельцем личной библиотеки был и сын Ярослава Мудрого Святослав, который «много старался для собирания книг». Его даже величали «новым Филадельфом», сближая тем самым с прославленным создателем Александрийской библиотеки Птолемеем II Филадельфом. Одна из самых древних, точно датируемых русских книг, получила имя князя. Написана она в 1073 году и называется «Изборник» Святослава. Эта книга дает представление о том, что читали наши далекие предки, каков был круг их интересов. В «Изборнике» помещено более 400 статей не только богословских и церковно-канонических. В нем есть статьи по астрономии и философии, зоологии и ботанике, грамматике и поэтике, истории и этике. Есть в «Изборнике» Святослава и миниатюра, изображающая его с книгой в руках и окружении семейства.

Спустя три года, в 1076 году, был написан другой «Изборник», куда вошли «разумные и полезные сочинения» о том, какими правилами должен руководствоваться человек. Есть в «Изборнике» 1076 года и «Слово о почитании книжном» - первое в истории русской культуры наставление о цели и пользе чтения. Любопытна приписка в конце этой книги: «Избрано из многих книг княжьих». Она позволяет предположить, что у князя Святослава уже в середине XI века была обширная библиотека, где имелась не только богословская, но и светская литература.

Князь Владимир Мономах был не только великим правителем, но и прославленным книжником. Напомню, что Владимир Мономах был внуком Ярослава Мудрого. Его мать, принцесса Мария, была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. В ее хоромах хранились книги, которые она привезла из Царьграда. Отец Владимира Мономаха, князь Всеволод Ярославич, был человеком образованным, любил книги, собирал библиотеку, где были книги духовные и светские на нескольких языках.

С детских лег молодой княжич Владимир находился в удивительном мире книг, любовь к которым пронес через всю жизнь. Он не только хорошо знал литературу, но и имел личное книжное собрание. Любимой книгой князя была Псалтырь, с которой он не расставался ни дома, ни в дороге. И еще один немаловажный штрих: жена Владимира Мономаха Гита была дочерью короля Англии Гаральда. Благодаря ей появились на Руси такие книги как «Отцовское поучение» и «Слово некого отца к сыну своему». Позже они послужили князю Владимиру примером при создании его «Поучения». Книги из библиотеки Владимира Мономаха не сохранились, но «Поучение» в составе Лаврентьевской летописи дошло до наших дней.

Не в одном Киеве жили любители книг, развивалось просвещение. Летописи свидетельствуют, что уже в первой половине XI века были открыты библиотеки и в других городах. Большие личные книжные собрания имели епископ небольшого города Турова Кирилл и выходец из Смоленска Климент Смолятич.

Кирилл Туровский был блестящим проповедником и писателем, снискав славу русского Златоуста. Он получил прекрасное образование, рано увлекся «почитанием книжным». Он стремился постичь и красоту поэтического слова, веруя, что «книжный разум не только облагораживает человека, но и необходим в житейской практике». А Климента Смолятича русская летопись называет «философ и книжник, каких на Русской земле не было». Он убеждал, что книга - «источник разума и мудрости, от которых рождаются добродетели».

Заслуживает внимания и другой страстный читатель, любитель книг - волынский князь Владимир Василькович, о котором в летописях говорится как о мудром философе, широко образованном человеке. Он покупал книги, сам их переписывал, имел личную библиотеку. Им были переписаны «Житие» Дмитрия Солунского, несколько списков Евангелия и Апостола, Минея на весь год и служебники. Некоторые книги он переписывал вместе с женой Ольгой Романовной. При Владимире Васильковиче велась Галицко-Волынская летопись. В ней есть запись о книгах, пожертвованных князем церквам из своего личного собрания. Кажется совершенно невероятным, что через многие столетия до нас дошли некоторые рукописи из личного собрания этого просвещенного правителя, которые он сам внимательно читал.

Страстным почитателем книг слыл и князь Константин Всеволодович, прозванный Мудрым. Свою обширную библиотеку он завещал Спасо-Преображенскому монастырю в Ярославле. Это книжное собрание не имело себе равных, одних греческих книг в нем насчитывалось более тысячи: часть князь купил, часть получил в дар. При дворе князя Константина жили ученые монахи, которые занимались переводом с иностранных языков и перепиской книг. О Константине современники говорили, что он «великий был охотник к чтению книг и научен был многим наукам... многие дела прежних князей собрал и сам писал». Константин считается одним из создателей труда «Дела древних князей», который вошел в летопись в начале XIII века.

Нельзя не упомянуть и основателя монастыря, Феодосия Печерского. Из его «Жития» (биографии) известно, что он был организатором монастырской библиотеки. Святой Феодосии часто «бодрствовал целые ночи, с прилежанием читая святые книги». Феодосии не только сам читал книги, но и всячески поощрял «почитание книжное». Библиотекой Киево-Печерского монастыря пользовались просвещенные монахи - переводчики, летописцы, писатели. По их сочинениям можно судить о составе библиотеки и о круге чтения образованных людей того времени.

На Руси книги читали и собирали не только люди княжеского рода и духовного сана, но и простые воины и ремесленники. Их библиотеки не сохранились, но наличие книжных собраний подтверждается как письменными, так и материальными источниками. Из летописей известны факты гибели частных библиотек в древних городах Владимире, Пскове, Галиче, Серпухове, Ярославле, в Рязани. При раскопках в этих городах археологи находили медные застежки книжных переплетов - единственная хорошо сохранившаяся в земле деталь от древних рукописных сочинении. Такие застежки были найдены не только в богатых домах, но и в жилищах простых горожан.

Наши предки глубоко уважали и почитали книгу. Даже всякое доброе дело на Руси рекомендовалось начинать чтением святых книг. «Изборник» 1076 года донес до нас такие слова: «Добро есть почитание книжное. Не ставится корабль без гвоздя, ни праведник без почитания книжного…Красота воину оружие и кораблю ветрила, так и праведнику почитание книжное».

Задание

В тексте были приведены летописные высказывания о русских книжниках. Постарайтесь определить, о каких исторических личностях рассказывают следующие фразы:

  1. Автор «Слова о законе и благодати», «муж благ и книжен»;
  2. Креститель Руси, «любил словеса книжные»;
  3. Кто считал, что книга — «источник разума и мудрости, от которых рождаются добродетели»;
  4. Об этом князе говорили, что он «великий был охотник к чтению книг и научен был многим наукам... многие дела прежних князей собрал и сам писал»;
  5. Основатель одного из древнейших русских монастырей, «бодрствовал целые ночи, с прилежанием читая святые книги» и всячески поощрял «почитание книжное»;
  6. Покровитель книжного дела, «много старался для собирания книг»;
  7. Создатель первой государственной библиотеки, который читал книги «ночью и днем».

Ответы

  1. Митрополит Илларион
  2. Владимир Креститель
  3. Климент Смолятич
  4. Константин Всеволодович
  5. Феодосий Печерский
  6. Святослав Ярославич
  7. Ярослав Мудрый