Гергенова Н.М. - учитель истории школы №1, г.Улан-Удэ, Республика Бурятия

Цели и задачи урока: развитие познавательного интереса учащихся через использование дополнительного материала и поисковую работу самих школьников; воссоздание с помощью игровых моментов атмосферы изучаемого периода; помощь ученикам в выборе гимназического направления и последующего профильного обучения.

Подготовительный этап - формирование трех команд. Задания командам: а) характеристика русского костюма; б) составление русского меню IХ-ХIII вв.; в) лингвистическое задание «Почему мы так говорим?» (в словарях и энциклопедиях найти по 20 пословиц и поговорок и объяснить их происхождение и значение).

Оборудование: рисунки одежды, обуви, головных уборов Руси IХ-ХIII вв.; разнообразные продукты питания, предметы быта и утвари для выбора употреблявшихся в пищу и использовавшихся в быту в IХ-ХIII вв.

Ход урока

Вступительное слово учителя. На этом уроке мы с вами постараемся воссоздать характер и обстановку древнерусской эпохи через обычаи, традиции, моду. Но сначала вспомним основные характеристики этого периода нашей истории, повторим ранее пройденный материал.

Игра «Кто? Что? Когда?»

Первая команда называет историческую личность («кто?»), вторая - событие («что?»), третья - дату («когда?»). Ниже дается примерное содержание игры.

Рюрик - 862 г. - «призвание варягов» и начало династии Рюриковичей.

Олег - 882, 907 гг. - объединение Киева и Новгорода, успешный поход на Византию и выгодный договор с ней.

Ольга - 945 г. - начало налоговой системы («уроки и погосты»).

Святослав - 965 г. - разгром Хазарского каганата.

Владимир - 988 г. - принятие восточного христианства.

Ярослав Мудрый - начало XI в. - приступил к составлению «Русской Правды».

Владимир Мономах - 1097 г., 1113 г. - организация съезда в Любече, призвание на киевский престол и прекращение усобиц.

Юрий Долгорукий - 1147 г. - первое упоминание о Москве.

Александр Невский - 1240,1242 гг. - победы над шведами и крестоносцами.

Итак, Древняя Русь - это важный период в истории нашей страны, период ее рождения, борьбы с врагами, формирования древнерусской народности с ее культурой, традициями и обычаями. Многое из нашей современной жизни уходит корнями в то далекое время. На нашем уроке прошлое и настоящее встретятся.

Первый этап основной части урока. Начинается «путешествие во времени» с домашнего задания «Русский костюм». Команды презентуют собранные ими материалы о костюме Древней Руси и комментируют их. Затем учитель предлагает командам выбрать из представленных им рисунков костюмов и деталей одежды те, которые соответствуют IХ-ХIII вв. Далее учитель сообщает некоторые обобщающие сведения о древнерусской одежде. Всю ее, как правило, делали дома, она так и называлась - домотканая. Одежда была в основном льняная. Когда крестьянин работал на ткацком станке, детали его одежды, волосы и бороду иногда затягивало в станок, пример, в просак - станок для кручения веревок. Человек оказывался в неудобном положении, мог порвать одежду или пораниться. Отсюда и поговорка - какая? («Попасть впросак».)

Ткань из льна была сероватого цвета. Холсты обычно белили на солнце, расстелив их перед домом. А если хотели получить цветную ткань, то использовали растительные красители - кору, листья, цветы. И только потом уже шили из этой ткани традиционную крестьянскую одежду. Ее отделывали узорами (украшениями не только для красоты, но и для чего? - для защиты от злых духов.

Рубахи обязательно подпоясывали тоненьким пояском, без пояса мужчины обычно не ходили. Отсюда выражение - какое? («Распоясаться».)

Крестьянки были одеты в рубахи, сарафаны, поневы (юбки из сукна, завязывающиеся у пояса). На голове девушки носили широкую ленту, а замужние женщины - кички и кокошники. Выйти без головного убора означало позор. Отсюда пошло выражение - какое? («Опростоволоситься».)

Головной убор был обязателен и для мужчин. В особо торжественных случаях на голове у боярина было несколько шапок: маленькая, наподобие тюбетейки, поверх нее еще один головной убор вроде колпака и, наконец, сама шапка. Знатный боярин не снимал шапки ни за столом, ни даже в присутствии царя. Только в одном месте шапки снимали все - как вы думаете, где? (В церкви.) Шапки оставляли при входе, а после окончания богослужения забирали. Отсюда пошло выражение - какое? («Успеть к шапочному разбору».) Что оно означает? (Опоздание.)

Обувь - лапти у крестьян, сапоги из мягкой кожи у горожан. Лапти были признаком бедности. Выражение «Не лаптем щи хлебал» означало, что речь идет о небедном человеке.

Второй этап. Крестьянское жилище и утварь. Начинается с загадки: «После какого события скифы вселялись в дома, а русские высилялись из них?» (Пожар; речь идет о глиняных и деревянных домах.)

Как называлось крестьянское жилище? (Изба.) Как вы думаете, откуда происходит это слово? («Истопить» - «истопка» - «истьба» - «изба».) Что вы знаете об особенностях русской избы?

Объясните, откуда взялся образ сказочной избушки Бабы Яги, как она называлась? («Избушка на курьих ножках». Первоначально это звучало так - курная избушка, т.е дым курился, выходил через дверь, поскольку трубы не было. Так меньше расход дров и вообще теплее, для этого же делали высоким порог и низкой притолоку. Дым наполнял избу, стены были прокопченными, что защищало от гниения, изба дольше служила, а также дезинфицировало помещение.)

Что занимало центральное место в избе? (Печь.) Какое выражение это подчеркивает? («Плясать от печки», т.е. начинать с начала.)

Задание командам: кто больше назовет функций русской печи? (Обогрев помещения; приготовление пищи; сушка грибов, ягод, рыбы; место для сна; возможность помыться и попариться.)

Задание командам: из предоставленного набора выберите по 4 предмета, которые были в русской избе в IХ-ХIII вв., и объясните ваш выбор. Поставьте эти предметы на специально приготовленный стол. Примерный набор предметов: корзина (+), деревянная ложка (+), нож (+), вилка (-) и т.д.

Третий этап. Команды представляют свои варианты древнерусского меню и затем выбирают из предоставленного учителем ассортимента продуктов те, которые употреблялись в IХ-ХIII вв. (комментируя свой выбор). В качестве продуктов, которые могли быть в древнерусском меню, учащимся можно предложить мед, кашу, соль, блины, пряники, молоко, капусту, свеклу, редьку, хлеб, яблоки, горчицу, хрен и пр. Не могли быть на столе в Древней Руси колбаса, огурцы, картофель, кофе, помидоры, майонез, конфеты, кетчуп, апельсины и т.п.

Четвертый этап. Поговорки и пословицы, в которых отражается жизнь, быт и традиции наших далеких предков. Учитель читает поговорки и пословицы, представители команд пытаются объяснить значение и происхождение данных высказываний.

1. «Работать засучив рукава» (происхождение: бояре носили одежду с длинными рукавами и работать не могли; значение: работать хорошо).

2. «Идти напролом» (происхождение: пролом в крепостной стене делали при штурме, в него устремлялись основные силы; значение: действовать активно и стремительно).

3. «С ним каши не сваришь» (происхождение: кашу как самое распространенное блюдо подавали на свадьбах и при заключении мира; значение: не достичь соглашения).

4. «Лезть на рожон» (происхождение: рожон - это рогатина, с которой шли на медведя; значение: нарываться на неприятности).

5. Между двух огней» (происхождение связано с монгольским языческим обычаем проводить гостей между двумя огнями; значение: оказаться перед двумя сложными проблемами).

6. «Молчать в тряпочку» (происхождение: при захвате пленного рот ему затыкали кляпом-тряпочкой; значение: не иметь возможности ничего сказать).

7. «Недосол на столе, пересол на спине» (происхождение: соль на Руси была зачастую самым дорогим продуктом на столе, за лишнее расходование соли наказывали; значение: наказание за злоупотребление, перерасход).

8. «Остаться с носом» (происхождение: «носом» называли подношение должностному лицу в качестве взятки, если же такое лицо отказывалось принимать «нос», то это обычно означало неизбежный отказ в просьбе; значение: остаться ни с чем).

9. «Тютелька в тютельку» (происхождение: «тютелькой» называли зарубку на бревне при расколе бревна топором; чтобы разрубить его, следующие удары должны приходиться именно в это же место; значение: очень точно).

10. «У черта на куличках» (происхождение: кулички - самое дальнее место в лесу, где живет черт; значение: очень далеко).

Заключительный этап. Подводятся итоги, объявляются команда-победитель и самый активный участник (награждается призом). Учитель говорит, что мы завершили путешествие в старину и возвращаемся в настоящее. И что же мы видим? В этом настоящем очень много следов прошлого, настоящее и прошлое связаны неразрывной цепью. И только такая цепь делает возможным будущее - ведь оно тоже прорастает из настоящего.

// Преподавание истории в школе. - 2008. - № 3. - С.68-70.