|
|||
Цели и задачи урока: развитие познавательного интереса учащихся через использование дополнительного материала и поисковую работу самих школьников; воссоздание с помощью игровых моментов атмосферы изучаемого периода; помощь ученикам в выборе гимназического направления и последующего профильного обучения. Подготовительный этап - формирование трех команд. Задания командам: а) характеристика русского костюма; б) составление русского меню IХ-ХIII вв.; в) лингвистическое задание «Почему мы так говорим?» (в словарях и энциклопедиях найти по 20 пословиц и поговорок и объяснить их происхождение и значение). Оборудование: рисунки одежды, обуви, головных уборов Руси IХ-ХIII вв.; разнообразные продукты питания, предметы быта и утвари для выбора употреблявшихся в пищу и использовавшихся в быту в IХ-ХIII вв. Ход урокаВступительное слово учителя. На этом уроке мы с вами постараемся воссоздать характер и обстановку древнерусской эпохи через обычаи, традиции, моду. Но сначала вспомним основные характеристики этого периода нашей истории, повторим ранее пройденный материал. Игра «Кто? Что? Когда?»Первая команда называет историческую личность («кто?»), вторая - событие («что?»), третья - дату («когда?»). Ниже дается примерное содержание игры. Рюрик - 862 г. - «призвание варягов» и начало династии Рюриковичей. Олег - 882, 907 гг. - объединение Киева и Новгорода, успешный поход на Византию и выгодный договор с ней. Ольга - 945 г. - начало налоговой системы («уроки и погосты»). Святослав - 965 г. - разгром Хазарского каганата. Владимир - 988 г. - принятие восточного христианства. Ярослав Мудрый - начало XI в. - приступил к составлению «Русской Правды». Владимир Мономах - 1097 г., 1113 г. - организация съезда в Любече, призвание на киевский престол и прекращение усобиц. Юрий Долгорукий - 1147 г. - первое упоминание о Москве. Александр Невский - 1240,1242 гг. - победы над шведами и крестоносцами. Итак, Древняя Русь - это важный период в истории нашей страны, период ее рождения, борьбы с врагами, формирования древнерусской народности с ее культурой, традициями и обычаями. Многое из нашей современной жизни уходит корнями в то далекое время. На нашем уроке прошлое и настоящее встретятся. Первый этап основной части урока. Начинается «путешествие во времени» с домашнего задания «Русский костюм». Команды презентуют собранные ими материалы о костюме Древней Руси и комментируют их. Затем учитель предлагает командам выбрать из представленных им рисунков костюмов и деталей одежды те, которые соответствуют IХ-ХIII вв. Далее учитель сообщает некоторые обобщающие сведения о древнерусской одежде. Всю ее, как правило, делали дома, она так и называлась - домотканая. Одежда была в основном льняная. Когда крестьянин работал на ткацком станке, детали его одежды, волосы и бороду иногда затягивало в станок, пример, в просак - станок для кручения веревок. Человек оказывался в неудобном положении, мог порвать одежду или пораниться. Отсюда и поговорка - какая? («Попасть впросак».) Ткань из льна была сероватого цвета. Холсты обычно белили на солнце, расстелив их перед домом. А если хотели получить цветную ткань, то использовали растительные красители - кору, листья, цветы. И только потом уже шили из этой ткани традиционную крестьянскую одежду. Ее отделывали узорами (украшениями не только для красоты, но и для чего? - для защиты от злых духов. Рубахи обязательно подпоясывали тоненьким пояском, без пояса мужчины обычно не ходили. Отсюда выражение - какое? («Распоясаться».) Крестьянки были одеты в рубахи, сарафаны, поневы (юбки из сукна, завязывающиеся у пояса). На голове девушки носили широкую ленту, а замужние женщины - кички и кокошники. Выйти без головного убора означало позор. Отсюда пошло выражение - какое? («Опростоволоситься».) Головной убор был обязателен и для мужчин. В особо торжественных случаях на голове у боярина было несколько шапок: маленькая, наподобие тюбетейки, поверх нее еще один головной убор вроде колпака и, наконец, сама шапка. Знатный боярин не снимал шапки ни за столом, ни даже в присутствии царя. Только в одном месте шапки снимали все - как вы думаете, где? (В церкви.) Шапки оставляли при входе, а после окончания богослужения забирали. Отсюда пошло выражение - какое? («Успеть к шапочному разбору».) Что оно означает? (Опоздание.) Обувь - лапти у крестьян, сапоги из мягкой кожи у горожан. Лапти были признаком бедности. Выражение «Не лаптем щи хлебал» означало, что речь идет о небедном человеке. Второй этап. Крестьянское жилище и утварь. Начинается с загадки: «После какого события скифы вселялись в дома, а русские высилялись из них?» (Пожар; речь идет о глиняных и деревянных домах.) Как называлось крестьянское жилище? (Изба.) Как вы думаете, откуда происходит это слово? («Истопить» - «истопка» - «истьба» - «изба».) Что вы знаете об особенностях русской избы? Объясните, откуда взялся образ сказочной избушки Бабы Яги, как она называлась? («Избушка на курьих ножках». Первоначально это звучало так - курная избушка, т.е дым курился, выходил через дверь, поскольку трубы не было. Так меньше расход дров и вообще теплее, для этого же делали высоким порог и низкой притолоку. Дым наполнял избу, стены были прокопченными, что защищало от гниения, изба дольше служила, а также дезинфицировало помещение.) Что занимало центральное место в избе? (Печь.) Какое выражение это подчеркивает? («Плясать от печки», т.е. начинать с начала.) Задание командам: кто больше назовет функций русской печи? (Обогрев помещения; приготовление пищи; сушка грибов, ягод, рыбы; место для сна; возможность помыться и попариться.) Задание командам: из предоставленного набора выберите по 4 предмета, которые были в русской избе в IХ-ХIII вв., и объясните ваш выбор. Поставьте эти предметы на специально приготовленный стол. Примерный набор предметов: корзина (+), деревянная ложка (+), нож (+), вилка (-) и т.д. Третий этап. Команды представляют свои варианты древнерусского меню и затем выбирают из предоставленного учителем ассортимента продуктов те, которые употреблялись в IХ-ХIII вв. (комментируя свой выбор). В качестве продуктов, которые могли быть в древнерусском меню, учащимся можно предложить мед, кашу, соль, блины, пряники, молоко, капусту, свеклу, редьку, хлеб, яблоки, горчицу, хрен и пр. Не могли быть на столе в Древней Руси колбаса, огурцы, картофель, кофе, помидоры, майонез, конфеты, кетчуп, апельсины и т.п. Четвертый этап. Поговорки и пословицы, в которых отражается жизнь, быт и традиции наших далеких предков. Учитель читает поговорки и пословицы, представители команд пытаются объяснить значение и происхождение данных высказываний. 1. «Работать засучив рукава» (происхождение: бояре носили одежду с длинными рукавами и работать не могли; значение: работать хорошо). 2. «Идти напролом» (происхождение: пролом в крепостной стене делали при штурме, в него устремлялись основные силы; значение: действовать активно и стремительно). 3. «С ним каши не сваришь» (происхождение: кашу как самое распространенное блюдо подавали на свадьбах и при заключении мира; значение: не достичь соглашения). 4. «Лезть на рожон» (происхождение: рожон - это рогатина, с которой шли на медведя; значение: нарываться на неприятности). 5. Между двух огней» (происхождение связано с монгольским языческим обычаем проводить гостей между двумя огнями; значение: оказаться перед двумя сложными проблемами). 6. «Молчать в тряпочку» (происхождение: при захвате пленного рот ему затыкали кляпом-тряпочкой; значение: не иметь возможности ничего сказать). 7. «Недосол на столе, пересол на спине» (происхождение: соль на Руси была зачастую самым дорогим продуктом на столе, за лишнее расходование соли наказывали; значение: наказание за злоупотребление, перерасход). 8. «Остаться с носом» (происхождение: «носом» называли подношение должностному лицу в качестве взятки, если же такое лицо отказывалось принимать «нос», то это обычно означало неизбежный отказ в просьбе; значение: остаться ни с чем). 9. «Тютелька в тютельку» (происхождение: «тютелькой» называли зарубку на бревне при расколе бревна топором; чтобы разрубить его, следующие удары должны приходиться именно в это же место; значение: очень точно). 10. «У черта на куличках» (происхождение: кулички - самое дальнее место в лесу, где живет черт; значение: очень далеко). Заключительный этап. Подводятся итоги, объявляются команда-победитель и самый активный участник (награждается призом). Учитель говорит, что мы завершили путешествие в старину и возвращаемся в настоящее. И что же мы видим? В этом настоящем очень много следов прошлого, настоящее и прошлое связаны неразрывной цепью. И только такая цепь делает возможным будущее - ведь оно тоже прорастает из настоящего. // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 3. - С.68-70. |
|||