Чернова М.Н. - к.и.н., учитель истории, обществознания, права, заслуженный учитель РФ

К данному мероприятию следует подготовить зрительный ряд. На экране проецируются сцены русских народных гуляний, народные образы на картинах русских художников. Желательно участие в представлении творческих детских групп или коллективов, исполняющих русские народные песни или частушки. Возможно включение музыкальных записей.

1-й ученик. У каждого народа есть своя культура, свои традиции, которые прочно входят в жизнь человека, как только он появляется на свет. Она - в колыбельных, которые поют малышам мамы и бабушки, в пословицах и поговорках, легендах и сказаниях. Культура - драгоценное достояние людей, она вокруг нас и внутри нас.

2-й ученик. У русской культуры свои неповторимые черты, своя душа, свои особенные интонации. За многие века истории нашего народа русская культура стала зеркалом русской души. И отражается в этом зеркале все самое лучшее, что есть в нашем народе.
Мы приглашаем вас в путешествие в мир русской культуры.

Звучит песня «Во поле березка стояла».
На сцене девушки в сарафанах и веночках водят хоровод.

3-й ученик. В давние времена наши предки-славяне были язычниками. Они поклонялись множеству божеств и духов, верили в колдовство и магические обряды. Эти мифические представления нашли продолжение в русских народных сказках. Наши предки наделяли различные предметы чудодейственными свойствами.

4-й ученик. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Однажды молодцу Ивану пришлось с могучим Вихрем силой помериться. И научила его матушка, какую водицу самому перед поединком испить, а какую Вихрю подать. Пьет Иван из одной кадушки воду - и силы у него прибавляются. Пьет Вихрь из другой кадки, и силы его убывают. Одолел молодец Иван Вихря, отсек мечом ему голову и освободил всех, кто в неволе томился.

5-й ученик. Но не только в живую и мертвую воду верили славяне. Еще в молодильные яблочки, в особые свойства камней и деревьев. Нередко в народных сказках действующими лицами выступали животные, которых наши предки обожествляли, поклонялись им, наделяли их особыми чертами характера.

6-й ученик. Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий - дурак Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке. Однажды уехали братья на базар, и пришлось Емеле за водой идти. Неохота... Слез с печки, взял ведра да топор и пошел на речку. Прорубил лед. Вдруг увидел в проруби щуку, да и ухватил ее в руку. И взмолилась щука человеческим голосом: «Отпусти, Емеля, меня в воду, я тебе пригожусь».
И слово свое щука сдержала. Стоило только Емеле сказать «По щучьему веленью, по моему хотенью», и сбывались самые несбыточные мечты.

7-й ученик. А вот другой сюжет. Повадилась Лисичка сестричка за курочками ходить. Как уйдет мужик из дома, так Лисичка в дом. Курочку изжарит и съест. Когда же поймал ее, взмолилась Лисичка пощадить ее и большую службу предлагала мужику сослужить. Обманом привела Волка-куманька, а с ним и еще сорок сороков серых волков и были пойманы волки. Привела обманом Медведя-толстопята, а с ним сорок сороков медведей. И Соболь и Куница Лисичке доверили. Зауважали все мужика, поверили в его отвагу и находчивость. А Лисичка ему еще и девицу-красавицу сосватала.

8-й ученик. Правда, на Руси всегда приговаривали: «Лиса все хвостом прикроет», «Когда ищешь лису впереди, то она позади».
Не послушались в сказке дочка Малашечка и сыночек Ивашечка родителей и вышли на улицу. И унесли Ивашечку гуси-лебеди к Бабе Яге. И трудно было Малашечке найти и спасти братца.

9-й ученик. А знаете ли вы, что в древности наши сверстники даже придумали игру, которую так и назвали «Гуси-лебеди»? Давайте я вас ей научу.

На сцену выходят 10 человек, начинают играть.

9-й ученик. Выбираем двух волков, одного ведущего. Остальные - гуси. Волки в углу прячутся. Вожак похаживает и поглядывает. Как заметит волков, бежит в центр, хлопает руками и кричит:
Гуси-лебеди, домой!
Стоят волки за горой!
Гуси бегут: Га-га-га! Волки выскакивают из-за горы и бросаются на гусей. Которых поймают, тех отводят за гору, и игра начинается снова.
Участники демонстрируют на сцене игру.

10-й ученик. Среди богов, духов и демонов, в которых верили славяне, были добрые и злые, те, которые спешили помочь, и те, которые относились враждебно. Сколько бед можно было ждать от Змея Горыныча и Кощея Бессмертного!?

11-й ученик. В сказках Змей Горыныч огнем палит, дымом душит, мечом бьет. Земля стонет, вода кипит, ворон каркает. Дышит Змей огнем на двенадцать верст, Русскую землю сжигает. Но славяне верили, что от зла и нечисти можно обезопасить себя. Для этого нужно вести себя осторожно и носить обереги.

12-й ученик. Языческие обряды должны были обеспечить высокие урожаи, здоровье людей и скота. Для славян календарные и семейные праздники были одинаково важны и неразрывно связаны. В представлении древних детство совпадало с весной, молодость - с летом, зрелость - с осенью, а старость - с зимой.
Календарные обряды приурочивались к сельскохозяйственным работам. Многие из этих обрядов сохранились и после принятия христианства.

13-й ученик. Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

• Игра со зрителями

14-й ученик. Птицы эти были не простые. У каждой - по четыре крыла, в каждом крыле - по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - черная. Махнет птица раз - станет светло, махнет другой - станет темно.
Что за птицы вылетели из рукава старика-годовика? Какие это четыре крыла у каждой птицы? Почему в каждом крыле семь перьев? Почему в них половины разные?

1-й ученик. На время зимнего солнцестояния приходились Святки. Это начало отсчета нового солнечного года. В Святках соединились языческий зимний праздник коляда и христианские Рождество и Крещение. Со временем колядование стало детской забавой.
Тетушка, матушка!
Хлебца кусочек,
Лучинки пучочек,
Лепешку с дырочкой,
Пирожка с начиночкой,
Поросячью ножку
Да меду немножко...

2-й ученик. В раскрытый мешок детям клали подарки и вкусные угощения - пряники. Если подадут, то пели:
У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!
Ну а если не подавали, то и текст был другим:
У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!

3-й ученик. В Святки с заходом солнца девушки гадали: кому замуж выходить. К замужеству гадали и приговаривали:
Катилось колечко
По бархату,
Прикатилось колечко
Ко яхонту.
Кому вынется -
Тому сбудется.
Тому сбудется,
Не минуется.

К богатству гадали:
Щука шла из Нова-города,
Она хвост несла из Бела-озера.
На щучке чешуйка серебряная,
У щучки головка жемчужненькая.
Кому же мы спели, -
Тому добро,
Кому вынется -
Тому сбудется.

 

4-й ученик. В Новый год, на заре, дети бегали по избам и сыпали овес в красный угол избы, где стояли иконы. При этом приговаривали:
Сею-вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на новое счастье
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!

На Крещение принято было купаться в ледяной проруби. Считалось, что если окунуться, то защитишь себя от хвори и получишь особую силу.

• Игра со зрителями

5-й ученик. Про зиму придумывали загадки. Отгадайте их.
Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)
Мостится мост без досок, без топора, без клина. (Лед)

Жаворонки-жавороночки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето теплое,
Унесите от нас
Зиму холодную.
Нам холодная зима
Наскучила,
Руки, ноги
Отморозила.

6-й ученик. В самом начале весны отмечали Масленицу - провожали зиму и встречали весну. Соломенную куклу-чучело наряжали в кафтан и шапку, опоясывали. В конце праздника чучело Масленицы сжигали. На Масленицу пекли блины - круглые и горячие, как солнце.
Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!

7-й ученик. Наступает весна, а с ней и земледельческие работы.
Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатым,
Со просом, с гречею,
С калиной-малиною,
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

Игра со зрителями

8-й ученик. Назовите пословицы, в которых отразились приметы, традиции и обычаи, связанные с весенним временем года.
(Ответ: Весна красна цветами, а осень снопами.
Весна красна, да голодна.
Кто спит весною - плачет зимою.
Весною час уступишь - годом не наверстаешь.)

9-й ученик. После принятия христианства одним из главных весенних праздников на Руси стала Пасха. На сороковой день после нее отмечали Вознесение. Из теста пекли «лесенки»: будто бы для того, чтобы облегчить Иисусу Христу вознесение на небеса.
В народе считалось, что этот обряд вызывал рост ржи - чем длиннее «лестница», тем гуще будет рожь, тем быстрее она вырастет.

10-й ученик. Наши предки подметили, что рожь менее капризна, чем пшеница, и даже в непогоду дает урожай. Потому и любили приговаривать:
«Матушка-рожь кормит всех сплошь, а пшеничка - по выбору».
«И год хорош, коли уродилась рожь». «У кого есть рожь, тот и хорош». «Коль в мае дождь, так будет рожь».

11-й ученик. На пятидесятый день после Пасхи приходится Троица - самый большой летний праздник. Это праздник плодородия. Девушки вили венки из березовых ветвей, вокруг березки водили хороводы, пели песни.
Уж мы, девушки, дело сделали,
Уж мы белу березоньку завили,
Уж мы первый веночек - за батюшку,
Уж второй веночек - за матушку,
А третий венок - за саму себя.

На сцене девушки (в сарафанах и веночках на головах) водят хороводы.
Звучит русская народная песня «Во поле березка стояла».

12-й ученик. Затем начинались игры. Некоторые из них дошли до нас. Например, «Ручеек».
На сцене участники играют в «Ручеек».
Звучат русские народные частушки.

Летом земледельцу отдыхать было некогда:
«Лето пролежишь, так зимой с сумой побежишь».
«Летом не вспотеешь - так и зимой не согреешься».

• Игра со зрителями

Ведущий. Назовите пословицы, посвященные лету.
(Ответ: Летний день - за зимнюю неделю.
Лето собирает, а зима поедает.
Летом без дела сидеть - зимой хлеба не иметь.
Кто летом в холодке стоит, зимой наплачется.
Лето - страдная пора.)

13-й ученик. В Троицын день воспевали будущий урожай, верили, что уродятся хлеба:
Пошел колос на ниву,
На белую пшеницу!
Уродися на лето
Рожь с овсом...
Со пшеницею!

14-й ученик. С 24 июня - праздника Иваны Купалы - начинали купаться в реках. Травы, собранные в купальскую ночь, считались целебными. Любимым развлечением юношей и девушек были прыжки через костер. Чем выше прыгнешь, тем лучше хлеб уродится.
12 июля отмечается Петров день. Девушки и парни шли в лес, захватив с собой котелок и гречневую крупу. Женщины брали с собой творог, шли в лен, ставили тычину и пели: «Чтобы лен был тверд, длинен как тычина, и бел, как творог. Чем ленок дольше, тем доход больше. За ленок держись - обеспечишь жизнь».

Звучит русская народная песня «В темном лесе».

15-й ученик. «Петр и Павел час убавил; Илья-пророк Два часа уволок». Быстро пролетело лето, наступила осень - а с ней и пора свадеб.
Свадьба на Руси начиналась со сватовства. Сваха приезжала в дом невесты. «Нам нужна не рожь и не пшеница, а красная девица». «У вас товар, у нас купец». Свахе доверяли, полагались на ее вкус. Стороны заключали сговор или ряд, обговаривали приданое и день свадьбы. Затем начинались смотрины - невесту в лучшем ее наряде показывали родственникам жениха. Сам жених видел невесту уже на свадьбе.
В сундук с приданым для оберега и богатства клали чеснок, овес, рожь, льняное семя.

1-й ученик. Накануне свадьбы устраивали девичник и парневик (мальчишник). На них собирались подруги и родственники невесты, друзья и родственники жениха.
Вы пляшите, мои туфли,
Вам не долго поплясать.
Выйду замуж - стану плакать,
Вам под лавочкой лежать.
Тятинька и маменька,
Не отдавайте рано-то.
Я пойду, запричитаю -
Погуляла мало-то.

2-й ученик. Во время девичника было принято причитать и плакать.
Захотела меня мать
За Филиппа отдать.
«Нейду, нейду, маменька;
Нейду, не подумаю:
У Филиппа в саду липа,
Завсегда я буду бита».

Звучит русская народная песня
«По улице мостовой, по широкой столбовой шла девица за водой...»

3-й ученик. В день свадьбы от дома жениха отправлялся «свадебный поезд». Невесту и подружек покрывали платками, а жених должен был узнать среди девушек свою суженую.

4-й ученик. После венчания в церкви молодых осыпали хмелем и зерном - для достатка и благополучия.
Семье на Руси придавали особое значение. Об этом свидетельствуют русские народные пословицы:
«Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать».
«Не тот счастлив, у кого много добра, а тот, у кого жена верна».
«Муж да жена - одна душа».
«Без мужа, что без головы, а без жены, что без рук».

5-й ученик. На Руси считалось, что счастливы семьи своим продолжением. Не случайно «семья» - это семь «я».
Молодые с нетерпением ждали прилета аиста.
Много, очень много сказок, считалок, колыбельных, частушек было сложено за века для детей. Они дошли и до нас.

6-й ученик. Каждый из нас узнает сказку уже по ее началу и сможет продолжить рассказ: «Посадил дед репку», «Терем-теремок», «Я колобок, я по коробам метен, по сусекам скребен», «Петушок, петушок, золотой гребешок».

7-й ученик. Нам, маленьким, так же как и 100 и 300 лет назад, мамы и бабушки пели:
Баю-баюшки, баю.
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок.
Когда малыш просыпался и потягивался, его гладили по животику, приговаривая: «Потягушки, потягушечки!»

8-й ученик. Первые шаги ребенка сопровождались приговорами:
Тра-та, та, тра-та, та!
Вышла кошка за кота.
Играя с ребенком, взрослые пальцами правой руки изображали рога, щекотали ими ребенка и припевали:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая!
Кто кашки не ест,
Кто молочка не пьет,
Того забодает, забодает.

9-й ученик. А при знакомых нам строках:
«Ладушки, ладушки!
Где были? - У бабушки.
Что ели? - Кашку.
Что пили? - Бражку», -
вместе с ребенком хлопали в ладоши.

10-й ученик. Мы помним, как у нас брали ручку и водили по ладошке и приговаривали:
Сорока, сорока!
Кашку варила,
Деток кормила.
А мы поочередно загибали пальчики, считая:
Этому дала на блюдечке,
Этому дала на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскребышки,
А этому нет ничего.

11-й ученик. И конечно, одним из любимых развлечений детей всегда была игра в загадки.

• Игра со зрителями

Ведущий. Мы предлагаем вам найти ответы на русские загадки.
• По сеням ходит, а в избу нейдет. (Дверь)
• У нас в печурочке - золотые чурочки. (Дрова в печи)
• Три братца пошли купаться;
Два купаются, третий на берегу валяется. Искупались, вышли, на третьем повисли. (Ведра, коромысло)

12-й ученик
• На сене лежит, сама не ест и другим не дает. (Собака)
• Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух)
• Над нами - вверх ногами. Ходят - не страшатся, никого не боятся. (Мухи)
• Без счету одежек и все без застежек. (Кочан капусты)
• Ни окон, ни дверей - полна горница людей. (Огурец)

13-й ученик
• Красна «девица» сидит в темнице, а коса наружи. (Морковь)
• Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет. (Дождь, земля, хлеба)
• Зимой и летом - одним цветом. (Ель и сосна)
• Пришла из лесу птичница в рыжей шубке - кур посчитать. (Лиса)
• Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж)
• Без рук, без топоренка, построена избенка. (Гнездо)
• Кто на себе дом возит? (Улитка)

14-й ученик
• На дворе - горой, а в избе - водой. (Снег)
• Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (Солнце и месяц)
• Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)

15-й ученик. В загадках, обрядовых песнях, сказках и былинах проявились достоинство и ум нашего народа. Традиции и обычаи скрепляли связь поколений. Через пословицы передавалась молодым мудрость отцов и дедов.

• Игра со зрителями

Ведущий. Сейчас каждый из участников игры со сцены будет произносить начало русской пословицы, а залу предстоит ее продолжить.
Участники по очереди читают пословицы.
Дело мастера... (боится)
Мягко стелет, да жестко.... (спать)
Волков бояться, в лес... (не ходить) В Не верь словам, верь... (делам)
В гостях хорошо, а дома... (лучше)
Дерево держится корнями, а человек... (друзьями)
Что посеешь, то и... (пожнешь)
Книга в счастье украшает, а в несчастье... (утешает)
Не родись красивым, а родись... (счастливым)
Труд человека кормит, а лень... (портит)
Слово - серебро, а молчание - ... (золото)
Век живи, век... (учись)
Лучше свое отдать, чем чужое... (взять)

Пока ведущие определяют самого активного зрителя, на экран проецируются народные забавы и гуляния
и звучат русские народные песни.

Литература
1. Русские народные сказки. Любое издание.
2. Русские народные пословицы и поговорки. М., 1965.
3. Русский фольклор. М., 1986.
4. Соловьев В.М. Русская культура с древнейших времен до наших дней. М., 2004.

// Чернова М.Н. История: внеклассные мероприятия: спектакли, викторины, уроки мужества, тематические вечера, заочные путешествия: 5-11 классы / М.Н.Чернова. - М.: Айрис-пресс, 2009. - С.97-110.